Арт-терапия в работе с детьми

 
Главная
О детской психотерапии
Арт-терапия в работе с детьми
Художественная работа с глиной
Фотогалерея
Контакты
 

Арт-терапия – это один из методов психологической помощи, увлекательный, эффективный, основанный на творчестве и игре. Дословно переводится как исцеление искусством или исцеление творчеством. Именно творчество даёт человеку возможность выразить себя, а значит – понять свои желания и устремления.

Дети сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые не всегда знают, как помочь своему ребенку. Объяснения, убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком объяснить, что с ним происходит. Например, не хочет идти в детский сад или школу, капризничает по любому поводу, боится оставаться в темноте. В этих и многих других случаях и нужна арт-терапия. Она поможет мягко и аккуратно обойти защитные механизмы, понять, что беспокоит ребенка и помочь справится с трудностями.

Рисование

И если взрослый человек часто скован, боится выглядеть смешным, и его установки «Я не умею рисовать, лепить, танцевать, играть...» во многом мешают ему в работе над собой, то с детьми таких проблем не существует. Дети открыты для изменений. Они с удовольствием входят в роли персонажей сказок, рисуют, лепят, одним словом – творят. Они верят в то, что они делают, верят в себя. И это очень эффективно. В достижении успеха вера очень важна. Например, если слепить или нарисовать свой страх, а потом тем или иным способом его победить, то ребенок верит, что страх реально преодолён, и его уже нет.

Здесь речь шла о временных трудностях, с которыми сталкиваются эмоционально благополучные дети. Если же проблемы серьезнее и носят устойчивый характер, то ребенок нуждается в более глубокой и длительной работе. Арт-терапия и детская психология – очень эффективное сочетание, такой синтез весьма популярен во всем мире благодаря творческой форме и высокой результативности.

Арт-терапия – это большая группа методов, отличающихся по видам искусства или творческой деятельности, на которые опирается практика психотерапевтической помощи. В зарубежной литературе даже название метода часто используется во множественном числе (arts therapies).

 

Некоторые популярные направления арт-терапии:

Рисование

Рисование

Этот метод наиболее известен и применяется также для диагностики эмоционального состояния малышей. Дети любят рисовать. Они рисуют везде. Рисующий ребенок может много рассказывать о том, что изображает. И это важно. Он может обыгрывать свой рисунок, говорить с теми, кого нарисовал. Ребёнок может представлять себя в этом сюжете. Очень важно это увидеть и услышать. Хотя бы потому, что это очень интересно и помогает понять, в каком мире он живёт, и какой мир живёт в нём.

В самом рисунке, в его построении, в фигурах и их расположении, в цветовом решении – можно увидеть очень многое. Рисунок рассказывает, а иногда кричит о внутреннем состоянии автора.

Хочется рассказать об одном случае из моей практики. Очень творческая девочка 2-х с половиной лет нарисовала чудесный (для своего юного возраста) рисунок яркими красками. Там было все «как надо»: мама, папа, она, голубое небо, зеленая травка и «правильное» круглое желтое солнце. Не успела я восхититься рисунком, как она окунула кисточку в чёрную краску и начала аккуратно все закрашивать, не оставляя светлых пятен. Я спросила её, зачем она это делает? Ответ был: – Потому что наступила ночь!..

Лепка

Это удивительная и очень любимая мною техника. Для неё подходит любой материал, из которого можно лепить: глина, тесто, пластилин, пластика. Выбор материала для лепки тоже может о многом рассказать. Поэтому я всегда предлагаю выбирать самому ребенку. Благодаря пластичности материала и его уникальным свойствам, можно вылепить не только предметы и фигуры, но и метафорические образы своей проблемы – эмоции, чувства, настроение, которые в ходе терапии можно трансформировать в другие символические образы и посмотреть на проблему с разных сторон. Это позволит принять правильное решение.

Глинотерапия

Использование глины в арт-терапии – очень интересное и продуктивное направление в практике психологической помощи. Есть даже отдельный термин – глинотерапия. Работа с глиной подходит как при индивидуальной работе, так и при семейной терапии. Она способствует изменению психологического состояния человека. Благодаря преобладанию тактильных ощущений (эволюционно – более древних, чем другие модальности) происходит психологическая регрессия, и человек легче погружается в инфантильные детские переживания, что открывает путь для работы с прошлыми вытесненными травмами, ранним опытом. Ребенок при работе с глиной раскрепощается, снимает с себя многие социальные роли, становится более естественным.

Кроме того, это творчество тесно связано с гончарным искусством, насчитывающим несколько тысячелетий. А значит – такая работа может открыть доступ к коллективному бессознательному, к архетипической природе психики.

Глина хороша тем, что пачкает руки. Дети с «синдромом чистых рук» очень осторожно берут глину в руки или не берут вовсе. С такими детьми лучше начинать работать пластилином. Цветной пластилин имеет большое количество цветов, что позволяет, при работе с чувствами и эмоциями, выбрать подходящий. Можно вылепить целую страну и любых героев, а потом обыграть это. Удобство работы с пластилином в том, что вылепленные персонажи могут храниться и использоваться по необходимости. Пластилиновые фигурки, также как и глина, могут трансформироваться, что немаловажно в терапевтической работе.

Песочная терапия

Песочная терапия

Песочная терапия появилась на стыке арт-терапии и юнгианской аналитической терапии. Она очень эффективна в работе как с детьми, так и со взрослыми. В песочнице можно выразить переживания, чувства, эмоции, которые глубоко скрываются. Песок обладает замечательным свойством, он «заземляет» негативную психологическую энергию и гармонизирует психоэмоциональное состояние. На «песочном листе» раскрывается внутренний мир, реально осязаемый.

Создание «Своего Мира» на песке – это завораживающее действо и для клиента, и для психотерапевта. С помощью воды песок становится пластичнее, а большой выбор миниатюрных фигурок позволяет создать композицию, передающую эмоциональные состояния и чувства: обиды, тревогу, своё видение окружающей действительности и многое другое.

Все, что живет внутри, вдруг оказывается на «песочном листе», и это можно увидеть, прочувствовать, взглянуть на него со стороны, изменить, сначала в песочнице, а затем – в реальности.

Что представляет собой песочница? Это деревянный ящик определенного размера, внутри выкрашенный в голубой цвет. Песок. Вода. Большая коллекция миниатюрных фигурок, максимально представляющих все сферы жизни: люди, животные, растения, дома, транспорт и многое другое.

© 2017   Т. В. Смирнова

 

 

Назад